up vk ok mir telegram

Заметки о звукозаписи - Вернуться




О записи альбома «Небесная Механика» - Наверх

Бывают альбомы, записанные, что называется, на коленке, с помощью самых первых подвернувшихся под руку технических средств. Бывают также альбомы, записанные с концертов. Бывают так называемые бутлеги, записанные на диктофон из центра зала, или откуда-нибудь с антресолей. Наконец, бывают студийные альбомы, записанные осознанно, целенаправленно. И именно студийные альбомы требуют от исполнителя максимальной самоотдачи. В этой статье я расскажу о том, как я записал свой первый студийный альбом «Небесная Механика», на какой аппаратуре, сколько на это ушло времени и что в итоге получилось. Слушайте «Небесную Механику» ↓ здесь ↓ :

Сегодня запись музыкального альбома стала более доступна, чем когда-либо раньше. Берёте компьютер, миди-клавиатуру, гитару, микрофон, настраиваете и записываете альбом. В домашних условиях, без регистрации. Разумеется, при одном условии - вы умеете играть на музыкальном инструменте и владеете навыками профессиональной звукозаписи. Конечно, на деле всё сложнее, чем в двух словах, и тем не менее...

А вот в ХХ веке запись альбома была весьма сложным и трудоёмким делом. За каждым альбомом, записанным до 2000 года, стоит работа целой команды: звукорежиссёры, инженеры, сессионные музыканты, грузчики аппаратуры и даже уборщицы в студии. Да и студий звукозаписи было немного, их услуги стоили достаточно серьёзных денег (впрочем, как и сегодня) и мало кто мог позволить себе удовольствие пойти в студию и записать свой альбом. Такое сказочное счастье было уделом избранных!

В том далёком 1999 году я накопил, как мне тогда казалось, достаточно музыкального материала и исполнительского опыта для того, чтобы попробовать записать альбом в профессиональной студии звукозаписи. В Иркутске таких студий было на пальцах руки пересчитать, выбор пал на студию S-Art, где работал звукорежиссёр Сергей Карышев, во 1-х, мастер по части звукозаписи, а во 2-х, гитарист весьма известной в Иркутске рок-группы «Пилигрим». И с моей гитарной музыкой, работать со звукорежиссёром и одновременно гитаристом представлялось правильным выбором! Как вскоре оказалось - выбор был действительно верным!

«Небесная Механика» была записана с марта по июль 1999 г. Я пришёл в студию S-Art уже с готовыми минусами, сделанными на синтезаторе Ensoniq TS-10/12. Партии всех инструментов я сыграл и записал на Инсонике сам. Спасибо создателям Инсоника, по меркам 1990-х это был потрясающий синтезатор! К записи я подготовил более десяти треков, но в альбом вошли только девять из них. Остальные так и остались в проекте, хотя позже были записаны в других альбомах с другими аранжировками. Дискетка 3,5" с миди-аранжировками «Небесной Механики» для Инсоника к сегодняшнему дню, увы, потеряна навсегда и восстановить те файлы уже не представляется возможным.

О записи альбома «Небесная Механика»

«Небесную Механику» записывали на восьмидорожечный цифровой магнитофон ADAT, с последующим сведением и мастерингом на DAT-кассету. Технически, у магнитофона ADAT восемь отдельных дорожек для записи гитар и голоса. Остальные инструменты звучали непосредственно с Инсоника. При сведении все восемь дорожек с ADAT плюс 16 миди-каналов синтезатора микшировались и результирующий файл записывался на DAT-магнитофон. Персонального компьютера, секвенсора и других чудес современной звукозаписи у нас в то время не было, поэтому при исполнении гитарных и вокальных партий от меня требовалась хорошая подготовка.

Как оказалось, выступать и петь песни вживую под гитару это одно, а вот записывать их в студии, пытаясь создать нечто цельное и студийное - это уже совершенно другое! Сергей Карышев, внимательно послушав моё исполнение и мои аранжировки, кое-где местами подправил фонограммы, партии голоса и гитар, и в результате, благодаря его продюсированию, песни зазвучали гораздо более убедительно. Конечно, я косячил, не всегда попадал в ноты и некоторые партии приходилось перезаписывать по нескольку раз, но в итоге, мы справились со всеми этими техническими трудностями.

От первого студийного опыта у меня осталось двоякое впечатление. С одной стороны, я был счастлив, что наконец воплотил в жизнь свои творческие идеи! Запись альбома в студии, о которой так много говорили большевики, состоялась! И, между прочим, это был мой первый студийный опыт. С другой стороны, я пришёл к выводу, что песни - не мой конёк, и следует поменять направление творчества - переключиться на создание просто инструментальной музыки. Поэтому, вскоре после записи «Небесной Механики» я начал работу над альбомом, который в итоге стал «Мелодией Байкала», но это уже совсем другая история.

Небесная Механика

О записи песни «Дядя Ваня» и не только...

Когда альбом был уже почти готов, как-то раз между делом, пока собирались домой и закрывали студию, Сергей обмолвился советом - расскажи у себя на сайте, как делали альбом, как писали песню про Дядю Ваню, придумай какой-нибудь интересный случай, ну не знаю, расскажи, там, при каких обстоятельствах это было, может, пили водку с друзьями или на каком-нибудь концерте выступали, как к тебе пришла идея про такую песню... Так вот, рассказываю, как всё было!

Водку не пили, а пили чай Липтон, в пакетиках. Сессионных музыкантов не было, я всё сыграл и спел сам. Каких-то необычных случаев при записи, которые можно было бы назвать особенными, не было. Всё было как-то буднично и очень просто. Работали по 7-8 часов каждый день, иногда засиживались в студии до полуночи.

Песня про Дядю Ваню - пародия на песню «На Дальней Станции». Текст этой пародии написал мой товарищ по универу, Макс Шерстнёв - как-то так вышло, что вдохновила его моя песня и он сподобился на пародию. И следует честно признаться, что именно пародия затмила собой сам оригинал, за что я весьма благодарен Максу. Музыка была моя и вроде как Макс пытался петь именно ту мелодию, которую придумал я, а в итоге он спел песню настолько по-своему, что и основная мелодия получила интерпретацию Макса. Вообщем, и слова и мелодия песни, можно сказать, совместные. Аранжировку я уже потом создавал непосредственно на Инсонике.

О создании альбома «Небесные Ремиксы»

Как обычно бывает при записи в студии, в ходе работы над альбомом остались разные незаконченные треки, варианты сведения и минусовки. В итоге я решил доработать этот материал и сделать из него альбом «Небесные Ремиксы». В основном минусовки, из которых я сделал инструментальные версии плюс несколько экспериментальных треков. Альбом «Небесные Ремиксы» можно выбрать в выпадающем меню плеера.

Об издании и продвижении альбома «Небесная Механика»

Летом 1999 года была завершена запись и мастеринг и Сергей Карышев, помимо того, что фактически стал продюсером альбома и осуществил окончательную техническую доработку, сделал для меня ещё три добрых дела! И для меня это были совершенно неожиданные, приятные и полезные сюрпризы!

Во 1-х, Сергей договорился с директором весьма известного в Иркутске музыкального магазина Music Most, чтобы сделать тираж аудио-кассет альбома «Небесная Механика» и выставить их на полки магазина. Тираж кассет был совсем небольшой, что-то около 100 шт, но сам факт издания альбома и донесения его до слушателей обрадовал меня и дал мне ощущение некой целостности всего проекта. Вот, не зря работали, не только записали альбом, но и в магазине можно купить!

Во 2-х, с его лёгкой руки мои записи попали в эфир наиболее популярной в то время иркутской радиостанции «Волна Байкала» и одна из самых известных радио ди-джеев Иркутска, обаятельная Лора Микс рассказывала про «Небесную Механику» и крутила для слушателей несколько песен... Знакомые звонили мне и говорили, что услышали мою музыку на «Волне Байкала». Ещё один мощный плюс к реализации моего проекта!

Ну и, наконец, в 3-х, Сергей познакомил меня с дизайнером Галей Вакульской, именно она помогла мне не только доработать обложку альбома и сделать варианты дизайна для CD диска и для кассет, но ещё и отпечатала в своей типографии вкладыши для них. И с этим вариантом дизайна кассеты и продавались в магазине Music Most.

Интернет тогда только начинал развиваться, и тем не менее, уже было довольно-таки много музыкальных форумов, разных онлайн-площадок, где можно было выкладывать свою музыку для бесплатного скачивания и искать единомышленников и партнёров. И мне опять повезло! В 2001 году нашлись ловкие ребята на заводе CD-дисков в Москве, благодаря им 5 песен из «Небесной Механики» попали в сборник «Русский Рок - Dance Dopping» и разлетелись по стране совершенно ошеломительным для меня тиражом в 10.000 дисков. Это были не издатели и не пираты, просто им понравилась моя музыка! На поезде с проводником они прислали коробку подарочных 30 экземпляров сборника плюс две бутылки настойки «Рябиновая» (25 градусов).

Русский Рок - Dance Dopping»

А потом... Потом время как-то плавно трансформировалось в ту самую современность, которую мы знаем. Появились социальные сети, онлайн-лэйблы и стриминги и как-то всё быстре и быстрее закрутилось колесо продвижения музыки через интернет. В 2012 году «Небесная Механика» была издана в цифровом виде на Яндекс.Музыке вместе с альбомами «Зазеркалье» и «П.А.Л.». В 2023 «Небесная Механика» была переиздана в цифровом виде лэйблом «Балт-Мьюзик» и вы можете найти и послушать этот альбом на Яндекс.Музыке и на других стримингах. Все ссылки - на главной страничке сайта.

О записи альбома «Небесная Механика»

Вот так была записана «Небесная Механика». Сегодня, слушая все эти записи, многое хочется переделать, записать заново, но какой смысл? Времена «Небесной Механики» навсегда остались в прошлом, также как и технологии записи 1990-х. Вместо этого, для воплощения новых идей всегда интереснее записать новый альбом, а сегодня это гораздо доступнее, чем в 1999 году. Наверх




О записи альбома «Мелодия Байкала» - Наверх

Идея записи альбома инструментальной музыки витала в воздухе достаточно давно... Когда я закончил запись альбома «Небесная Механика», было ощущение, что я словно от чего-то освободился, словно мне развязали руки! Музыкальные идеи, которые я так долго готовил к воплощению, были наконец реализованы и, таким образом, появилась возможность заняться работой над новым проектом - «музыка без слов»!

Антон Пляскин в студии

Как я настраивал компьютер для записи «Мелодии Байкала»

Стояло лето 2000 года. Жаркое, солнечное, байкальское! Только что появилась новая на то время ОС Windows 2000. Только что я приобрёл новый компьютер! В магазинах продавались компьютерные диски с невероятным количеством разного музыкального софта. Как-то раз я увидел диск с сэмплами для виртуального синтезатора GigaStudio. Совпало то, что я был уже наслышан про GigaStudio и её невероятные возможности.

Однако, поскольку Windows 2000 была ещё совсем новой ОС, GigaStudio отказалась на ней работать и попросила для установки Windows 98. И хотя вскоре в 2001 году вышла Windows XP, она также была совершенно свежей ОС, и GigaStudio отказалась работать и на ней! Взвесив все ЗА и ПРОТИВ, я пришёл к заключению, что надо заниматься не проблемами Windows, а музыкой. Вы не поверите, но это факт - вся подготовительная работа по записи альбома «Мелодия Байкала» была полностью сделана на Windows 98

Что меня вдохновило на создание «Мелодии Байкала»

Увлечение лёгкой инструментальной музыкой, такой как Karunesh, Anugama, Andreas Vollenweider, Kevin kendle и др. принесло неизбежные плоды - мне захотелось написать музыку в подобном стиле. Пожалуй, именно диски Anugama - Environment I и II были топовыми в моей коллекции в то время! New Age сразил меня в самое сердце! Rockets, Pink Floyd, Deep Purple, Led Zeppelin и даже Eric Clapton просто померкли.

Я, конечно, понимаю, что группы такого уровня не могут померкнуть в принципе, даже теоретически, но лично у меня после New Age желание слушать блюз и рок как рукой сняло. Я встретился с музыкой, которая не имела ничего общего с западной поп и рок-культурой и которая по своей эстетике, по энергетическому наполнению превосходила всё, что я слышал!

А так как New Age тесно переплетается с этническими мотивами и настроениями, меня посетила вполне здравая, на мой взгляд, идея - нужно написать такую музыку, которая передала бы великолепие, мощь, силу и энергетику озера Байкал! Ведь мы живём чуть ли не на самой границе одного из самых могущественных в мире Мест Силы! Почему бы не попытаться передать в звуке невероятное настроение бесконечности, простора и умиротворения, которые я испытывал всякий раз, когда бывал на Байкале? Именно этим я и занялся на своём новом компьютере с Windows 98 и с GigaStudio на борту.

Подготовительный этап записи альбома «Мелодия Байкала»

Концепция альбома возникла в голове сразу, полностью, вся и целиком. Я точно знал, что и как надо делать. Всё было понятно - я записываю свой альбом в стиле Anugama, правда, на свой вкус и цвет, вот только сам Anugama не в курсе, да ему и не нужно это знать. В качестве музыкальных тем я использовал уже записанные песни из альбома «Небесная Механика» - я переработал их до такой степени, что они стали совершенно неузнаваемы.

Так, трек «Солнце в Зените» - это основательно переработанный «Вопрос без Ответа». Частично некоторые соло-партии инструментов из «Небесной Механики» вплетены в трек «Перемены» - своего рода поппури, где представлено по кусочку каждого трека плюс несколько идей, которые позже я записал в виде отдельных треков уже в других альбомах. «Загадки Воды» - гитарная пьеса под звуки воды, была сочинена когда-то в качестве гитарного этюда. Сама композиция «Мелодия Байкала», простейшая и легко запоминающаяся, родилась в голове спонтанно сразу в готовом виде. Последний трек в альбоме - «Вода Ветер Огонь» - результат случайного сочетания сэмплов GigaStudio, к которым я добавил синтезированный шум ветра. Над синтезированием этого ветра пришлось плотно поработать, экспериментируя с настройками программы GigaStudio.

В целом, у меня не было проблем с сочинением музыки, да и вообще проблем ни с чем не было, разве что с Windows 98, которая регулярно зависала и выдавала синий экран. Главная хитрость состояла в том, как сделать треки максимально разнообразными, не похожими друг на друга. Для этого требовалось время. Никуда не торопясь и сочиняя музыку только когда для этого было настроение, я подготовил к записи девять разных, совершенно не похожих друг на друга композиций.

Антон Пляскин в студии

Студийный этап записи альбома «Мелодия Байкала»

Примерно на рубеже 2006-2007 года я почувствовал, что проект как-то подзатянулся и пора бы уже перемещаться в студию. Я созвонился с Сергеем Карышевым и вскоре мы приступили к работе. Студия S-Art (ныне «Baikal Records») со времени записи альбома «Небесная Механика» заметно изменилась - появился новый студийный компьютер, софт и разное новое оборудование. Первым делом мы экспортировали все миди-треки из программ Windows 98 в программы Windows XP с тем, чтобы спокойно продолжать работу уже на современном и актуальном ПО.

Конечно, сэмплерные библиотеки в студии оказались во много раз богаче той звуковой палитры, которую я использовал в GigaStudio. Фактически, звуки GigaStudio померкли рядом со звуками Yamaha Motif, Roland и Akai. По этой причине пришлось основательно переработать все миди-дорожки, которые я приготовил в домашней студии. Конечно, какие-то звуки остались и от GigaStudio, преимущественно те, которые я создавал сам, упражняясь с настройками виртуальных синтезаторов и приборов обработки. Однако, колорит, который слышен в альбоме, возник именно при доработке треков в студии.

Разумеется, при записи мы наложили на миди-дорожки партии акустической гитары, и это был ответственный момент! Кроме того, во время работы над альбомом «Мелодия Байкала» я осуществил свою давнюю идею - вплести в звуки музыки звуки буддийских колокольчиков, они там явственно слышны на фоне волн и ветра, особенно в самом последнем треке - «Вода Ветер Огонь».

По какому-то невероятному стечению обстоятельств, в звуковых библиотеках у Сергея Карышева оказались записи звуков природы, сделанные им лично, когда он выезжал со своей аппаратурой на Байкал. Записи эти были сделаны близ местечка Добролёт и в районе деревни Бугульдейка. Что примечательно, Сергей делал эти записи ещё за пару лет до записи альбома «Мелодия Байкала», совершенно не предполагая, как они могут вскоре пригодиться!

Итак, какую работу мы сделали в студии: мы переписали большинство миди-дорожек, заменив звуки GigaStudio на звуки студийных синтезаторов, добавили при этом партии тщательно проработанного сэмплерного баса и флейты - идея и работа Сергея, именно он предложил и осуществил этот этап - подобрал красивые флейты и загадочный, как он выразился, обволакивающий бас! Затем мы записали партии акустической гитары, наложили на звуки музыки звуки природы из Бугульдейки и Добролёта, далее сделали сведЕние альбома и его полный и окончательный мастеринг.

На всё это удовольствие ушло примерно восемь месяцев плотной студийной работы, а вместе с многочисленными доработками и устранениями шероховатостей, возможно, и около года. Не уверен, что считаю время точно, но что-то около того. Вся работа была полностью завершена примерно в конце 2007, а к марту 2008 пришёл тираж дисков с завода в Екатеринбурге.

Сергей Карышев в студии

О продвижении альбома «Мелодия Байкала»

Когда музыкальный альбом полностью готов, самое время донести его до слушателей. Как правило, проще всего это сделать классическим методом организации концертных выступлений. Но в случае с альбомом «Мелодия Байкала» возник вопрос - как всё это осуществить? С песенным творчество всё понятно - берёшь гитару, выходишь на сцену и исполняешь свои песни. И хотя я нечасто выступаю на публике, опыт в этом у меня есть и я могу точно сказать, альбом «Мелодия Байкала» - не концертная программа! Это музыка для прослушивания на хорошей акустике, в хороших дорогих наушниках! Эстетика этой музыки заточена не под концертный, а именно под студийный формат. Поэтому я решил сосредоточиться на продвижении альбома на Audio CD дисках.

Я пошёл простым путём - договорился с несколькими магазинами в г. Иркутcке о том, чтобы выставить диски на продажу. Поскольку «Мелодия Байкала» - это музыка для релаксации, я организовал продвижение дисков в магазинах эзотерических товаров. Так как название - «Мелодия Байкала», я договорился о том, чтобы продвигать диск в сфере туризма и путешествий. Ну и, поскольку это по определению CD диск, конечно, я не обошёл вниманием музыкальные магазины. В результате, к продвижению дисков «Мелодия Байкала» мне удалось подключить более десяти магазинов в г. Иркутске и несколько магазинов в г. Санкт-Петербурге.

Следует принять во внимание, что на дворе стоял ещё только 2008 год и диски тогда ещё и продавались и покупались, поэтому я просто успел... Всего через пару лет мир окончательно перестроился на прослушивание музыки в Интернете, продажи дисков резко упали, а вскоре и вовсе прекратились. Но альбому «Мелодия Байкала» повезло - даже за оставшуюся пару лет удалось продать несколько тиражей дисков в г. Иркутске и в г. Санкт-Петербурге. Я полностью окупил затраты на студийную запись альбома и даже вышел в некоторый плюс. «Мелодия Байкала» опубликована на Яндекс.Музыке и на других стримингах. Все ссылки - на главной страничке сайта..

Антон Пляскин в Листвянке




О записи альбомов «Зазеркалье» и «П.А.Л.» - Наверх

«Зазеркалье» и «Песни Аквариумных Людей» - это два очень похожих друг на друга и одновременно два очень разных альбома. Их схожесть в том, что оба они имеют 100% гитарную фактуру, лаконичные аранжировки, оба были записаны почти одновременно, друг за другом и звучат как одно целое. В то же самое время, эти два альбома в корне отличаются друг от друга. Отличие в том, что все песни в альбоме «Зазеркалье» - мои. А вот «Песни Аквариумных Людей» («П.А.Л.») - это в основном песни других авторов.

Предыстория альбомов «Зазеркалье» и «П.А.Л.»

Моим первым студийным песенным альбомом была «Небесная Механика», записанная на студии звукозаписи S-Art со звукорежиссёром Сергеем Карышевым. В этот альбом вошли только девять моих песен и нетрудно догадаться, что это было далеко не всё, что я планировал записать. В творческих проектах, готовыми к записи было ещё как минимум 30 песен, и все их я планировал сделать в студийном качестве.

Не все из этих более чем 30 песен были мои. Некоторые были написаны в соавторстве, некоторые я написал на стихи друзей и знакомых, а некоторые песни, были вообще не мои, но мне просто хотелось воплотить их в реальном звуке, поскольку авторы либо не записывали их вообще, либо сделали запись только в виде черновиков и демо-версий. А песни были стоящие... И, даже прекрасно понимая, что вряд ли я когда-нибудь смогу издать эти песни (т.к. авторские права не мои), тем не менее, я решил записать их со своими аранжировками и, соответственно, в своём исполнении. Без претензий на что-либо большее, я просто дал им жизнь.

Поскольку моих песен было ощутимо больше, первым делом я приступил к работе по записи альбома «Зазеркалье», в который вошли только мои песни. Вслед за альбомом «Зазеркалье» я записал и альбом «П.А.Л.» - в него вошли те мои песни, для которых в «Зазеркалье» не хватило места, плюс песни, которые мне нравились.

Аранжировки для альбомов «Зазеркалье» и «П.А.Л.»

Поскольку у меня уже был опыт студийной звукозаписи двух своих альбомов, я решил, что в этот раз попробую всё сделать самостоятельно. Представляя себе объём работы по созданию полноценных аранжировок для 33 (тридцати трёх) песен, я призадумался о том, как повысить эффективность процесса записи, да при этом ещё и так, чтобы не проиграл конечный результат? Да, можно было записать песни под гитару и получить элементарный бардовский альбом, но подобный подход обесценивал всю идею записи альбома как такового! Это было категорически неприемлемо! Мои песни предполагали наличие аранжировок, причём насыщенных. В итоге, я решил сделать все фонограммы в гитарной фактуре - несколько партий гитар, сэмплерный бас и, возможно, простые, минималистичные проигрыши на клавишных. От любых ударных инструментов и от ритм-секций я отказался в пользу возможных будущих ремиксов.

В качестве ориентира я взял один из самых крутых альбомов в моей коллекции, самый первый альбом группы «America» 1972 года, с одноимённым названием. У них в этом альбоме как раз всё то, что я планировал - три гитары, бас и вокал. И звучит это всё у America... Ну совсем не как песни под гитару, а как полноценный classic rock. В слепой надежде, что у меня получится, я поставил перед собой этот диск и начал запись.

Непосредственно о работе по записи альбома...

Каким оборудованием для записи альбома я располагал? Во 1-х, акустическая гитара со встроенными датчиками на батарейках. Гитару я записывал, включив её напрямую в звуковую карту. Во 2-х, звуковая карта, корейская JamMate A25 Primus 24 bit 96 Khz, по совместительству миди-клавиатура, подключалась к ноутбуку через порт USB. Сам ноутбук Samsung R-517 с 3 Гб оперативной памяти и c Windows XP Pro - это уже в 3-х. И плюс по мелочам - микрофон Shure SM-48, наушники AKG-44 и недорогие мониторы Victor JVC для сведЕния. Программное обеспечение - Cubase SX 3.0 и Wavelab 6.0 с большим количеством разных плагинов (в том числе Waves). Как видите, всё просто!

Сама по себе запись - довольно рутинная процедура, расписывать которую в деталях я не вижу смысла. Записываются несколько партий гитар и бас, затем голос, на разные дорожки, затем все их надо отредактировать, привести в порядок. Конечно, какие-то партии инструментов приходится записывать по нескольку раз, добиваясь идеального исполнения. Разумеется, делать запись интересно, но это дело небыстрое, на запись партий всех инструментов и голоса для одной песни у меня уходило 10-15 дней.

Поскольку я не был ограничен студийным временем и работал, никуда не торопясь и в своё удовольствие, я не просто записывал звук гитары, я сочинял по ходу дела разные версии соло-партий, пробовал всевозможные типы арпеджио и ритмических структур, экспериментировал с нестандартным звукоизвлечением, затем сортировал записанный материал, выбирал интересные фишки и компоновал из этого окончательный микс. На всё это уходило немало времени. В студии, где каждый час студийного времени стоит денег, я никогда бы не смог позволить себе роскошь заниматься творчеством прямо во время записи. А в своей домашней студии для этого есть все условия!

Оба альбома, и «Зазеркалье» и «П.А.Л.», записаны в абсолютно одинаковых условиях, на одном оборудовании, одним человеком. Исходя из количества времени, ушедшего на запись, по сути это один большой двухчасовой альбом из 33 треков, разделённый на два альбома по принципу авторства песен.

Истории песен из альбома «Песни Аквариумных Людей»

Как я упоминал в начале статьи, некоторые песни в альбоме «П.А.Л.» были написаны другими авторами. Так, автор песен «27-й Троллейбус», «Покоритель Зари», «Белый Троллейбус», «Курс на Запад», «Наперегонки» - Женя Духовникова (Санкт-Петербург) - поэтесса, фотограф, член Союза Писателей. С Женей мы знакомы давно, и все песни записаны и включены в альбом с её одобрения. Все они вошли в версию цифрового издания, а также были изданы на CD дисках.

Песня «Художник» - автор музыки и слов - Сергей Довжик (Омск), мой друг из времён студенчества, коллега по гитарному делу, гитарист омской «Группы Индустриального Города». Эту песню мы вместе играли, записывали, у меня сохранились самые первые записи этого трека, но качество там оставляет желать много лучшего. С одобрения Сергея я записал эту песню и она вошла во все издания альбома «П.А.Л.».

Песня «Капли Души» - Ф.И.О. автора музыки и слов неизвестны. Эту песню я услышал случайно на потрёпанной аудио-кассете примерно в 1991-1992 году, кассета гуляла в студенческих кругах по группам и факультетам ОмГУ и однажды оказалась у меня. На кассете были записи неизвестной группы, в основном инструментальные кавер-версии известных поп-хитов, среди них была эта песенка, единственная, которая выделялась из общей массы и хорошо запомнилась. Я переписал эту песню себе на магнитофон, а вскоре... потерял эту запись. При записи альбома «П.А.Л.» я решил сделать запись по памяти, т.к. оригинал я больше так и не нашёл. И только совсем недавно нашёлся в ВК человек, который откликнулся на мои поиски и сообщил, что песню исполняет группа «ЧП» из г. Томска, запись примерно конца 1980-х. Известно ещё, что эта группа «ЧП» играла, предположительно, где-то в медицинском университете г. Томска. Я публикую эту песню только на своём сайте, исключительно для ознакомления.

«Мой Любимый Герой» и «Сентябрь» - мои песни, которые я написал в далёких 1990-х и планировал записать ещё в альбоме «Небесная Механика», но тогда - не сложилось. Песня «В Твоё Окно Ворвётся Ветер» - тоже из 1990-х, была в своё время записана в альбоме «Небесная Механика», но здесь я записал её в совершенно новой гитарной аранжировке. «С Неба на Землю» - новая песня, написанная для альбома «П.А.Л.».

Кроме того, в альбоме «П.А.Л.» были и другие треки, которые я тщательно проработал и записал. Полная студийная версия альбома содержит 18 треков, но по ряду причин мне пришлось отказаться от онлайн-публикации почти половины из них. Однако, они были на диске, изданном небольшим тиражом в далёком 2012 году. Где и как сейчас искать те диски, никто уже не знает, даже Синяя Рыба.

О продвижении альбомов «Зазеркалье» и «П.А.Л.»

Оба альбома «Зазеркалье» и «П.А.Л.» были изданы на CD дисках вскоре после записи и распространялись в основном во время моих нерегулярных концертных выступлений. Тем не менее, все диски разошлись, в основном в городе Иркутске, особенно во время моих концертов на о-ве Ольхон летом 2014 года и в Иркутской Филармонии. Примерно тогда же, вскоре после записи обеих альбомов, они были изданы компанией Яндекс на сервисе Яндекс.Музыка, а в 2023 году переизданы лэйблом «Балт-Мьюзик» на других стримингах. Все ссылки - на главной страничке сайта.

О записи альбомов «Зазеркалье» и «Песни Аквариумных Людей»

Альбомы «Зазеркалье» и «П.А.Л.» содержат большинство всех песен, которые я когда-либо исполнял. В этих альбомах я осуществил почти все песенные творческие идеи и записал всего 33 трека, 25 из них изданы. В результате этой записи появился готовый материал для альбома «Акустический Микс», созданного позже. Наверх




О записи альбома «Акустический Микс» - Наверх

«Акустический Микс» - это инструментальные версии некоторых песен из альбомов «Зазеркалье» и «П.А.Л.». Этот альбом был создан достаточно быстро, так как более 90% работы было проделано раньше, при записи двух вышеупомянутых альбомов.

О записи альбома «Акустический Микс»

Предыстория альбома «Акустический Микс»

Помимо того, что «Зазеркалье» и «П.А.Л.» - это альбомы прежде всего песенные, они содержат немало гитарных аранжировок. Работая над песнями, я придумал и записал множество инструментальных проигрышей и соло-партий и реализовал довольно-таки много своих новых музыкальных идей!

Мысль сделать из всего этого материала инструментальный альбом давно не давала мне покоя, но по разным причинам, я долгое время не брался за реализацию данного замысла. Изначально я сомневался, что соло-партий даже из двух песенных альбомов хватит на полноценный инструментальный альбом, но когда я приступил к работе, за одной идеей потянулась другая и постепенно я пришёл к интересному результату.

Как я делал ремиксы альбомов «Зазеркалье» и «П.А.Л.»

Технически сделать такой альбом несложно. Играть и записывать гитару уже не надо. Всё давно сыграно и сведено. При работе над альбомом «Акустический Микс» задача состояла в том, чтобы удалить голосовые дорожки и сконструировать из полученных инструментальных отрезков новые треки.

В одних треках я просто повырезал куплетные части и, если композиционное решение оказывалось интересным и конечный результат звучал как готовое инструментальное произведение, я оставлял трек в таком виде. В других треках оказалось возможным не вырезать голосовые фрагменты, а записать вместо вокала другие инструменты, таким образом, превратив песню в инструментальную версию. В качестве соло-инструментов я использовал сэмплированную флейту и гитару.

Самый интересный и неожиданный для меня результат получился в результате работы над инструментальной версией песни «Послание Синей Рыбы». Это не просто ремикс, в нём перекомпонованы все партии гитар, пересмотрено композиционное построение и добавлены новые инструменты. Результат - необычная инструментальная версия, в корне отличающаяся от оригинальной песни.

Я переработал большинство песен из альбомов «Зазеркалье» и «П.А.Л.», взял только те фрагменты фонограмм, которые являются моими с точки зрения авторства, получив новый альбом ремиксов из пары десятков коротких, полутора-двухминутных треков. Некоторые ремиксы я сделал в нескольких вариантах. Поэтому, «Акустический Микс» - это гитарный альбом, создание которого заняло совсем немного времени. Он был даже не записан, а именно создан в результате работы с ранее записанным материалом. Слушайте альбом «Акустический Микс» в плеере со всеми альбомами. Наверх




О создании аудио-книги «Тибетская Книга Мёртвых» - Наверх

Загадочная, таинственная и непостижимая «Тибетская Книга Мёртвых», она же «Бардо Тёдол» - это древний памятник духовной литературы тибетского буддизма. Согласно Википедии, «Тибетская книга мёртвых» - это священное писание, которое описывает посмертный путь души человека от момента смерти до нового рождения.

Что такое «Бардо Тёдол»?

«Бардо Тёдол» в дословном переводе означает «Великое Освобождение в результате услышанного в бардо». Согласно легенде, это учение создано по одним источникам, в VIII, по другим - в IX веке н.э. индийским пандитом по имени Падмасамбхава, и о нём известно совсем немного - это был индийский учитель буддийской тантры, он помогал строить первый буддийский монастырь в Тибете по указаниям царя Тисонг Децэна, но вскоре ему пришлось покинуть Тибет из-за неких придворных интриг.

Вокруг личности Падмасамбхавы ходит множество разных легенд, в буддийской школе Ньингма его почитают как второго Будду. Говорят, что Падмасамбхава приходит в снах к своим последователям, открывая им разные тайные места, в которых он много веков назад скрыл духовные сокровища. Один из последователей Падмасамбхавы, искатель книжных сокровищ Карма Лингпа, заново открыл «Тибетскую Книгу Мёртвых» в XIV в. на вершине тибетской горы Гампо. По традиции, эту книгу читают умирающему, давая наставления для скорейшего освобождения от круговорота в порочном колесе сансары и наставляя на пути, ведущем от смерти человеческого тела к новому рождению.

Что такое Бардо?

В контексте «Тибетской Книги Мёртвых» бардо - это состояние сознания человека или, если хотите, состояние человеческой души. Всего существует шесть бардо. Три - бардо жизни, и три - бардо смерти. Бардо жизни: бардо внутриутробного состояния - его мы не помним, но достоверно знаем, что оно существует. Данное бардо длится 9 месяцев. Затем, бардо сна - оно также всем хорошо известно, и, наконец, бардо равновесия в состоянии экстаза при глубокой медитации - это бардо знакомо людям, занимающимся духовными практиками. Три бардо смерти: Чикаи бардо, Хониид Бардо и Сидпа Бардо. Срок пребывания в трёх бардо смерти составляет около 49 дней, начиная с того дня, когда человек осознал свою смерть. Пребывание в трёх бардо смерти и описывает «Тибетская Книга Мёртвых».

Евгений Цветков - автор перевода «Тибетской Книги Мёртвых»

В представленной на сайте аудио-книге озвучена версия «Тибетской Книги Мёртвых» в переводе известного российского и зарубежного учёного Евгения Петровича Цветкова - писателя, журналиста, астролога, толкователя снов.

Евгений Петрович Цветков - доктор, профессор геофизики в институте им. Вейцмана в Израиле, в Тель-Авивском университете, в Университете Нью-Йорк сити, он является автором телевизионных передач:

  • «Звучание моей планиды» (РТР, 1992-1996)
  • «Творчество счастливых снов» (РТР, 1993-1996)
  • «Писатель Юрий Домбровский» (РТР, 1995)
  • «С того света» (РТР, 1992) и многих других.

Также, Евгений Петрович Цветков известен как переводчик произведений известных зарубежных писателей-фантастов: Айзека Азимова, Сидни Баундс, Клода Гандельмана, Франка Эдварда Аллена, Роберта Шекли и других.

В качестве писателя, начиная ещё с 1970-х годов, Евгений Цветков написал множество замечательных книг: «Творческие Работники», «Хожение в Иерусалим», «Счастливый Цезарь», «Через 2000 лет», «Царство» и др. Одна из наиболее известных - это сонник «Счастливые Сны», в котором читатель может познакомиться с древним искусством толкования снов. «Тибетская Книга Мёртвых», о которой идёт речь, является частью этого сонника.

Предыстория альбома «Тибетская Книга Мёртвых»?

Ещё в студенчестве, в годы учёбы на историческом факультете Омского Университета, я интересовался литературой, ориентированной на духовное развитие. Самой первой книгой в этом направлении стали для меня японские «Основы Дзэн Буддизма» доктора Дайсэцу Тайтаро Судзуки - книга, которую я многократно прочитал от корки до корки с синей шариковой ручкой в руках.

После «Основ Дзэн Буддизма» мне довелось познакомиться и с книгами многих других интересных авторов - Александр Иванович Клизовский, Даниил Андреев, Ричард Бах, Карлос Кастанеда, Нил Доналд Уолш, Алекс Анатоль (Истина Дао) и др. Звёзды встали так, что первые шаги в самоосознании и в духовном развитии я сделал через буддизм. Хотя в итоге я принял православие, я сохранил глубокое уважение и интерес ко всему, что связано с восточной философией в целом и с буддизмом в частности.

Возможно, поэтому меня и заинтересовала «Тибетская Книга Мёртвых», не только как памятник буддизма, но, в первую очередь, как историческое свидетельство того, что смерти в том виде, как её толкует современная наука, просто не существует! Поэтому мне захотелось лично озвучить текст «Тибетской Книги Мёртвых». Я считаю, что текст и содержание Книги можно рассматривать в качестве основы для наших, человеческих представлений о посмертной реальности, с которой встретится каждый.

Как я записывал «Тибетскую Книгу Мёртвых»?

Впервые я познакомился с «Тибетской Книгой Мёртвых» ещё в 1990-х годах, тогда мне в руки попала небольшая книжка в потрёпанной мягкой обложке, читалась она легко и быстро, во 1-х, потому что она с первых слов начала переворачивать моё сознание, а во 2-х, потому что она оказалась совсем короткой. «Тибетская Книга Мёртвых» - очень короткое произведение, которое производит незабываемое впечатление.

Что касается идеи создания именно аудио-книги, то она возникла значительно позже, когда я работал над записями своих песен. На озвучивание и запись аудио-книги ушло около 2-3 часов. В предисловии к тексту «Тибетской Книги Мёртвых» были достаточно объёмные комментарии доктора К.Г.Юнга, но их я озвучивать не стал, хотя, конечно, там много ценного. Я озвучил именно текст самой «Бардо Тёдол» в издании 1992 года, ничего не привнося от себя и никак не интерпретируя содержание.

Ещё пара дней у меня ушла на техническое редактирование записанного текста плюс на лёгкое оформление фонограммы - я добавил немного обработки на голос, а также добавил перезвоны колокольчиков в начале каждой главы. К слову сказать, это те же самые колокольчики, которые звучат в альбоме «Мелодия Байкала».

Публикация аудио-книги «Тибетская Книга Мёртвых»

Всё это время записанная аудио-книга «Тибетская Книга Мёртвых» хранилась в моей коллекции как один из проектов звукозаписи, оставаясь неизданной. Однако, каким-то неизвестным образом один из вариантов альбома просочился в Интернет и анонимно распространился в сети, без указания данных об источнике текста и о создании аудио-версии. Скорее всего, файлы выложил в интернет кто-то из знакомых, кому я давал её послушать. Поэтому, анонимно исполненная аудио-версия «Тибетской Книги Мёртвых» встречается в Интернете, иногда даже в музыкальном сопровождении, к которому я не имею никакого отношения.

После интернет-публикации моей музыки лэйблом «Балт-Мьюзик» мне пришла мысль, что возможно, настало время опубликовать «Тибетскую Книгу Мёртвых» в том виде, как я её записал изначально - без чужого музыкального сопровождения, в исходном качестве записи и, конечно, с указанием имени переводчика Евгения Цветкова и чтеца Антона Пляскина. Я связался с Евгением Петровичем Цветковым и получил добро автора русского текста «Бардо Тёдол» на издание и публикацию в моём прочтении.

Запись и публикация аудио-книги «Тибетская Книга Мёртвых» - это некоммерческий проект, способствующий распространению знаний, которые пришли к нам из глубины веков и предназначение которых - сделать жизнь каждого человека более осознанной и совершенной. Скачать аудио-версию «Тибетской Книги Мёртвых» можно по ссылкам на главной страничке сайта. Наверх

Евгений Цветков. Счастливые Сны. Купить на Озон!




Контакты - Наверх

Электронная почта: amagio собака яндекс точка ру.