Представляем вашему вниманию интервью с талантливым, многогранным музыкантом, одним из корифеев Иркутского музыкального мира, композитором и аранжировщиком, чьё имя известно далеко за пределами г. Иркутска, Андреем Волченковым!
Андрей, часто бывает так, что человек, заточенный под одну нишу, никак не может проявить себя в этом мире. Но есть яркие исключения, подтверждающие правило. Согласен ли ты с такой формулировкой, хочешь жить - умей всюду переключаться?
- Сегодня, чтобы заниматься музыкой здесь и сейчас - надо непременно освоить другой вид деятельности, который будет кормить тебя и твою семью. Не заработаешь в нашем государстве на финансово-независимое существование, занимаясь только музыкой. Конечно, есть мэтры, чьи шлягеры поют в каждом ресторане, и есть примеры музыкантов, которые сами себя продвигают, и очень успешно, но... если у тебя нет ниши - чётко узнаваемой - то ты просто выпадаешь, тебя нет нигде. Если музыкант один, он может полностью посвятить себя музыке. А если есть семья - умей зарабатывать! Всё равно как, музыкой или другим делом. Стало быть, речь может идти о самореализации - если человек финансово свободен, либо об отдушине.
Сейчас у меня есть роскошь заниматься музыкой, когда Я хочу. Заказал Иркутский ТЮЗ музыку к спектаклю «12 Месяцев» - написал легко и с удовольствием! Была интересная работа над спектаклем «Лев зимой» с Донским Театром Драмы. Да, и есть роскошь не работать в студии с безголосыми шептунами, у которых есть бабки на запись своих «шедевров». Потому что за два с небольшим года я создал бизнес, который сейчас работает на меня при минимальном моём участии, другими словами, приносит пассивный доход. Но пока я развивал этот бизнес, музыку пришлось отложить. Кто этим заинтересуется, советую почитать книги Роберта Кийосаки.
Можешь ли ты рассказать о своих давних встречах с людьми, с большими городами, их живой музыкой?
- Начало 1990-х… Студия у меня прямо дома, в моём активе редкие для той поры аппараты по цене квартиры. Семья Мацуевых жила тогда ещё в Иркутске. Леонид, отец Дениса Мацуева, писал тогда - надеюсь, сейчас тоже пишет, - музыку для театров. Аранжировки делали в моей домашней студии. Очень мелодичные рельефные темы, было интересно с ним работать, а в перерывах юный Денис «поливал» Баха на синтезаторе. Такое не забывается.
Тогда же в 1990-м Валерий Леонтьев впервые исполнил мою «Молитву» на стихи моего друга Юрия Каплуненко. Он пять лет заканчивал все свои концерты нашей песней. Напиши я подобную вещь какой-нибудь зарубежной звезде такого уровня, не занимался бы сейчас бизнесом. Но, увы, денег мне моя тогдашняя известность не принесла, потому что авторское право на тот момент в нашей стране не работало. Впрочем, как и сейчас.
А в конце 1980-х у нас с известным сейчас гитаристом Александром Сагой была группа, МЭР называлась – тогда модны были всякие аббревиатуры. Это расшифровывалось как «Мелодия Экспрессия Рок». Ударные - Валерий Ярославцев, солист Александр Пузин, бас-гитарист Пошин Сергей. Звукорежиссер Новиков Сергей. Все, кроме Саги и меня, только бизнесом сейчас и занимаются, а музыку забросили. Ну, и такое бывает. Мы тогда три года ездили по гастролям - был живой звук, была его волна, а другого то звука и не знал никто! Столько повидали, столько отмотали... На Севера, на прииски ездили - со старателями за рюмкой чая общались, интереснейший народ!
Если сравнивать ту мою музыкальную жизнь и эту - сейчас я востребован больше как аранжировщик и театральный композитор. А тогда был просто клавишником. Мы просто играли, в основном свои авторские вещи, классику обрабатывали - живая группа... Или вспоминается мне январь 1988 года - Рок-Дуэль... Ныне известный режиссер Вячеслав Кокорин собрал на сцене старого иркутского ТЮЗа все рок-группы Иркутска - «Хижину Мельника», «Принцип Неопределенности», «Театр Пилигримов», в составе которого тогда играли Юра Матвеев и Артём Якушенко, они ещё не были тогда дуэтом "Белый Острог».
Самая главная черта того времени - живое общение между музыкантами. Жаль, что музыку тогда не записывали. Не то, чтобы не считали это важным, просто не было доступных аппаратных средств для этого. Все верили в свою самоотдачу, и искренность была нормой жизни. Акцент был на жизни - непредсказуемой и разнообразной, и это отражалось в звуке! И КАК все играли! Старались приобретать качественную аппаратуру - играть тоже очень качественно. Советские ВИА - это, как оказалось, супершкола! А потом всё плавно перешло на компьютерную базу синтеза всего и вся. Постепенно, и верно, люди не заметили, как всё стало в этом неживым.
Известно, что ты работал с группой «Ласковый Май». Как это происходило?
- Через Бориса Рожанского, талантливого предпринимателя, который стартовый капитал для своего процветающего бизнеса как раз сколотил, работая в основном составе «Ласкового Мая» и исполняя свои песни. По его просьбе я полетел в Сочи к Юре Шатунову. Помог ему разобраться с аппаратурой, которую он купил себе для домашней студии. «Ласковый Май» не был для меня чем-то таким особенным, на мой взгляд, это явление больше социальное, чем музыкальное, хотя мелодии прилипали :-). Поэтому и в лицо я его до личного знакомства не знал и общались мы потом достаточно просто. Да и парнем он оказался умным и трудолюбивым. Студию запустили, даже кое-что записали. Была осень 1999 года. Юра с концертом приехал в Иркутск уже в 2000 г.
Потом в 2002 году приезжал известный во всем мире гитарист Темур Квителашвили - обладатель титула лучшего гитариста мира в стиле фьюжн в 1994 в США. Тот альбом, который мы записали в студии Бориса Рожанского, называется «Я из Грузии». Очень легко с ним работалось, хотя пахали по 12 часов безвылазно! Запись такая вещь... Но это отдельная тема.
Как ты считаешь, существует ли рецепт «актуальности», востребованности для музыканта? Что нужно делать и как записывать музыку, чтобы она, что называется, «выстрелила»?
- Не ставлю диагнозов, не выписываю рецептов. Бах стал актуален сто лет спустя после cмерти. Музыкантом ведь человек просто так не становится. Есть масса примеров, когда люди заканчивали музыкальную школу, и после этого больше ни разу не подходили к инструменту! Что нужно делать? Заниматься своим делом. Если музыка - твоё дело, она от тебя не отстанет! Как записать, чтобы выстрелила? Важнее, ЧТО записать. Слава Богу, у нас тут столько талантливейших музыкантов, что студии звукозаписи должны по идее работать в три смены!
Расскажи о тех треках, которые выложены на сайте интернет-радио «Виктори»?
- Вопрос непростой, в смысле подбора материала. В общем, собрал по возможности разные композиции разных лет, написанные по разным поводам и в разных стилях с 1993 по 2013 год. За 20 (!!!) лет. Да и возможности (аппаратные), в разное время были разные. Здесь есть моя театральная музыка, этюды и песни, в том числе в моём исполнении. Я хоть и не певец, но своего авторского исполнения не стесняюсь.
Андрей, спасибо за интервью и за музыку! Желаем тебе успехов, как в творчестве, так и в бизнесе и надеемся услышать твои новые произведения!
Интервью взял: Антон Пляскин