Компакт-диски как носители музыки остались в прошлом. Что касается онлайн-продаж, то здесь также всё непросто. В этой ситуации перед независимым исполнителем встаёт вопрос - какой путь развития выбрать? Перед вами - обзор материалов сайта bandzoogle.com, работающего с музыкальными исполнителями с 2003 года, в котором мы рассмотрим плюсы и минусы самостоятельного продвижения своей музыки в противовес контракту с лэйблом.
Есть три варианта: самопродвижение, контракт с независимым лэйблом и контракт с мэйджор-лэйблом. Каждый вариант имеет свои плюсы и минусы, которые следует взвесить в зависимости от уровня вашего развития и от того, на какой рост вы рассчитываете.
100% свобода творчества: над вами не тяготеют догмы лэйбла. Играете и сочиняете всё, что хотите, полностью контролируете продвижение своего творчества и можете говорить ДА или НЕТ любым открывающимся возможностям. Идеальный сценарий для истинного творца!
100% контроль доходов: все доходы, которые вы получаете от продажи альбомов и от всех иных источников дохода, получаете только вы. Ни с кем не надо делиться.
Сами выбираете, с кем работать: независимость не означает, что вы всё будете делать в одиночку. Поскольку вы сам себе хозяин, вы можете собрать вокруг себя команду людей, которые разделяют ваши взгляды в творчестве и обладают навыками, помогающими развитию вашей карьеры.
Недостаток ресурсов: отсутствие лэйбла означает, что вас никто не будет финансировать. Рассчитывайте только на себя. Все расходы на запись альбома, на оплату студии, на покупку музыкальных инструментов, на издание дисков, на рекламу, на маркетинг, абсолютно все расходы лягут на ваши плечи!
Ограниченные каналы продвижения: одно из важнейших преимуществ лэйбла в том, что через него вам открыты двери в широкий мир распространения и продвижения вашей музыки, т.к. дистрибьюция музыки - главная задача лэйбла. Без лэйбла каналы распространения вашей музыки ограничены вашими личными возможностями.
Команда, которая верит в вашу музыку: инди-лейблы - это небольшие компании, которые не отягощены бюрократией. Вряд ли там станут собирать совет директоров и принимать решение о том, подходит ли им ваш стиль, саунд и обеспечите ли вы им успех в чартах.
Вероятность личных отношений: у инди-лэйблов, как правило, не так много артистов, чтобы потеряться в списке имён. Это позволяет им уделять вам больше внимания, обсуждать с вами стратегию продвижения вашей музыки и т.д.
Ориентир на исполнителя: большой плюс инди-лэйблов в том, что они более ориентированы на ваш успех, чем мэйджор-лэйблы. Как правило, это и больший процент от продаж и более интересная для исполнителя модель распределения доходов, чем у мэйджор-лэйблов.
Ограниченный бюджет: инди-лэйблы сильно варьируются по своим возможностям, но, как правило, они редко располагают крупными бюджетами для вашего продвижения. Это означает, что средства, которые они смогут выделить на звукозапись, производство дисков, на рекламу и на дистрибьюцию, будут достаточно скромными.
Ограниченный охват аудитории: да, небольшой размер лэйбла даёт возможность выстраивать с ним более тесные и доверительные отношения, но в то же время, небольшой размер подразумевает и меньшее влияние и охват в музыкальной индустрии в целом.
Финансирование: несмотря на то, что современные бюджеты мэйджор-лэйблов уже давно не те, что раньше, у них достаточно денег на маркетинг и производство носителей крупными тиражами.
Обширные связи: мэйджор-лэйблы имеют серьёзный авторитет и обширные связи во всех аспектах музыкальной индустрии и в сопряжённых с ней отраслях. Это значит, что перед вами могут открываться новые двери.
Репутация: мэйджор-лэйблы работают с самыми известными артистами, они подписывают контракты со звёздами. Соответственно, если вас подписал мэйджор-лэйбл, это означает, что СМИ проявят к вам значительный интерес.
Значительный отсев: вопреки распространённому мнению, крупные лейблы заключают контракты со многими исполнителями, но большинство контрактов отбраковываются также быстро.
Интересы исполнителя имеют мало значения или вовсе не имеют никакого значения: деятельность мэйджор-лэйблов, это прежде всего, бизнес. Соответственно, их цель - получение максимальной прибыли от инвестиций, которые они вливают в вашу музыку, в ваш бренд и в ваше продвижение. Отсюда незначительный процент роялти, а также невозможность сохранить права и даже творческий контроль над своей музыкой.
Если вы склоняетесь в пользу контракта с мэйджор или с инди-лэйблом, то вам следует иметь ввиду 4 типа контракта, которые встречаются чаще всего:
Вместо того, чтобы подписывать контракт с лейблом, вы подписываете контракт на работу с конкретным продюсером, у которого есть соглашение о развитии исполнителей в рамках лейбла. Считайте, что это контракт на продвижение исполнителя. Вы получаете пользу от личного взаимодействия с продюсером, но вы также можете взять себе до 50% роялти, при контрактах данного рода это возможно.
Этот тип контракта прост. Ожидается, что вы самостоятельно записываете и продюсируете свой альбом от начала до конца, а лейбл помогает вам выставить ваш альбом в максимальном количестве онлайн-магазинов. Согласно этому типу контракта, ваша музыка, видео, альбомы и синглы могут также быть включены в собственные цифровые каналы лейбла. Также, при подписании такого типа контракта, вы не получаете никакого аванса (деньги на запись альбома, который исполнитель возвращает с продаж альбома). Что касается распределения прибыли, то в данном случае лейбл может брать себе до 25% от цифровых продаж вашего альбома.
Когда-то это был самый распространённый тип контракта и считалось, что при таком контракте «лейбл подписывает исполнителя». Такой контракт подразумевает, что лейбл финансирует и участвует в разработке альбома, его записи, тиражировании, дистрибьюции, а также занимается маркетинговым продвижением. В большинстве случаев лейбл платит исполнителю аванс. После того, как исполнитель возвращает аванс с продаж альбома, он получает роялти в размере до 15% от общего объёма продаж.
The 360 Deal. Почему 360? Приписка 360 (градусов, надо полагать?) намекает на то, что в данном типе контракта лейбл берёт на себя заботу о всестороннем развитии и продвижении исполнителя. Считается, что этому типу контрактов принадлежит будущее. Лейбл участвует во всех аспектах карьеры исполнителя, включая организацию гастролей, развитие бренда и т.п. в обмен на получение процента от всех доходов, полученных по всем возможным каналам, не только от продаж музыки.
Преимущество этого типа контракта в том, что вы получаете опёку лэйбла в поднятии вашего дохода на максимально возможный уровень. Недостаток в том, что лейбл сам принимает все решения в вопросах построения вашей карьеры, а также забирает себе большую часть всех ваших денег.
Главная цель подписания контракта с лейблом - это, конечно, запись и продажа музыки. В плане распределения доходов, полученных от продаж при издании вашего альбома на Audio CD, вы можете ожидать примерно следующее: исполнитель - 6,6%, продюсер - 2,2%, авторы песен - 4,5%, дистрибьютор - 22%, производитель - 5%, розничный продавец - 30%, лейбл - 30%.
В случае продаж музыки на iTunes, претендентов на долю в прибыли гораздо меньше и деньги распределяются несколько иначе, хотя исполнитель получает не намного больше: 30% забирает себе Apple, лейбл забирает оставшиеся 70%, из которых выплачивает исполнителю около 12%.
Теперь, когда вы видите разные пути вашего возможного развития, как исполнителя, вы можете взвесить все «за» и «против» и принять решение, какой из них наиболее приемлем для вас. Однозначного и универсального решения здесь нет и быть не может, всё зависит от вашего видения и от ваших предпочтений.
Автор статьи: Антон Пляскин