Любой исполнитель хочет получить максимальное количество слушателей. Если вы неизвестны или малоизвестны, заставлять слушателей платить за вашу музыку - значит создавать самому себе серьёзный барьер в продвижении. Хотите вы этого или нет, но это факт. Давайте просто порассуждаем на эту тему, а выводы сделает каждый сам для себя?
Простейший способ максимально быстрого распространения вашей музыки - предоставить её для бесплатного скачивания. Чем больше людей её услышат, тем больше вероятность, что музыка им понравится и они станут вашими поклонниками.
Кому-то это покажется радикальным, но бесплатное распространение музыки можно рассматривать как маркетинговую стратегию. Да, существует определённый романтический ореол вокруг стратегии продвижения музыки на дисках и других физических носителях, но эта модель распространения обречена на медленное и гарантированное исчезновение. Технологии изменили мир и пластинки покупают всё меньше.
Бесплатная музыка повсюду - YouTube, Soundcloud, Bandcamp и даже Spotify - и всё это бесплатно. Насколько экономически целесообразно пытаться получить деньги за свою музыку, когда вокруг - неограниченное количество бесплатного контента на тысячах сайтов? Не будет ли более разумным обернуть эту ситуацию в свою пользу? Даст ли это эффективный рост слушателей? Интересно ли это в долгосрочной перспективе? Раскрывает это или ограничивает ваш творческий потенциал?
Сегодня всё более популярными становятся стриминговые сервисы. Любая крупная компания предложит вам за доступную оплату неограниченное количество новой музыки в месяц. Удобно? Да. Заплатил сумму икс в месяц и слушай всё, что хочешь, когда хочешь и где хочешь. И не надо заботиться о своей личной коллекции записей. Ткнул пальцем в Like и трек добавлен в избранное.
Ок, а что если кто-то предпочитает, чтобы его любимый Deep Purple - Machine Head стоял на полке в красивой упаковке с первоклассной полиграфией? Да, такие люди есть, но правда в том, что их со временем будет становиться всё меньше... Во всяком случае, если вы, как исполнитель, делаете ставку на таких динозавров в продвижении своей музыкальной карьеры, то ваша популярность будет весьма ограничена как в количестве слушателей, так и во времени.
Бесспорно, потоковая передача музыки сегодня постепенно вытесняет другие каналы продвижения и, скорее всего, эта тенденция усилится. Почему? Потому что это выгодно правообладателям. Потоковая передача практически полностью исключает пиратское распространение музыки - самое большое недоразумение, с которым приходится иметь дело и исполнителям и их лэйблам. Вот некоторая статистика (она может и ложь, но не в этом случае):
Нетрудно предположить, что для будущих поколений оплата за музыку станет полным анахронизмом. Что было раньше, до того, как появился интернет? Обычно слушатель покупал диск в надежде, что какая-то песня ему понравится. 1-2 стоящих трека из 10-12 в альбоме - обычное дело. С одной стороны, ни один исполнитель не способен записывать и создавать одни суперхиты. И любой лэйбл прилагал максимум усилий к продвижению и распространению всей музыкльной продукции, которая выходила из студий. Не зря же работали? С другой стороны, слушатели от этого устали. Никому не интересно держать в коллекции альбом, где 70-90% песен вы никогда не захотите поставить ещё раз. Поэтому слушатели предпочитали сборники. Впрочем, вернёмся к теме...
Чтобы соответствовать ожиданиям потребителей, самый надежный способ продвижения музыки - бесплатный! Цель - чтобы слушатели узнали и полюбили вашу музыку. Когда они будут знать, они сами захотят заплатить деньги за ваш новый альбом и тогда у вас начнутся онлайн-продажи.
Работу музыканта сегодня можно монетизировать разными способами. Можно зарабатывать, выступая на концертах, заключать контракты с теми же стриминговыми сервисами, продавать права на использование своей музыки в рекламе, на ТВ и в киноиндустрии. Можно продавать свои диски и сувениры на концертах. Есть масса других способов заработка с помощью музыки...
Бесплатное распространение можно использовать в качестве стратегии для привлечения и построения аудитории слушателей, а её наличие уже раскроет перед вами новые возможности получения дохода. Ваша задача - постоянный рост количества слушателей, фан-базы. А делать это можно разными способами, и предоставление своей музыки для бесплатного скачивания - один из самых эффективных!
Для многих независимых музыкантов, особенно тех, кто только начинает свою карьеру, будет трудно строить музыкальную карьеру без продаж записей. В этом случае важно иметь другие источники дохода или дневную работу.
Создание музыки и запись альбома - дорогое удовольствие! Вы тратите на это много времени, выкладываетесь финансово и эмоционально. И многим исполнителям трудно смириться с тем, что музыка, создание которой стоило им стольких усилий, будет распространяться бесплатно. Тем не менее, следует признать, что сегодня это становится стоимостью входа в мир музыкальной индустрии.
Предоставление музыки для бесплатного скачивания имеет смысл как маркетинговая стратегия. Никто не заставляет вас раздавать бесплатно все свои записи. Предоставьте для скачивания часть своих треков. Другие треки вы можете разместить в стриминговых сервисах, которые выберете сами, это даст вам возможность контролировать каналы распространения вашей музыки.
Кроме того, пусть слушатели оставляют вам свой e-mail в обмен на бесплатную загрузку альбома или трека. Сегодня существует масса онлайн-сервисов, где вы можете настроить свою страничку для автоматического сбора e-mail адресов в обмен на ссылку для скачивания. Вот список сайтов, которые вы можете использовать для облегчения бесплатного обмена музыкой:
Кроме того, бесплатная загрузка сама по себе - тоже не догма. Вы можете дать слушателям возможность заплатить ту цену, которую они считают честной, от 0 рублей и выше. В этом вам поможет сайт Bandcamp.com
Другое преимущество бесплатных загрузок - сбор данных. С помощью Яндекс Веб-мастер вы можете получить доступ к статистике о том, с каких сайтов к вам приходят посетители, из каких городов, узнать их пол и возраст и даже какие страницы вашего сайта (а значит, конкретные альбомы или песни) - самые посещаемые. На основе статистики можно эффективно выстраивать стратегию продвижения.
Словом, бесплатная музыка не так уж и бесплатна, она тоже приносит вам пользу, и видимо, здесь более уместно определение «свободная», а не «бесплатная». В то же время, не ожидайте от людей чего-то в обмен на свободное скачивание вашей музыки. Многие из ваших слушателей не захотят даже оставить свой e-mail, и это нормально. Они в любом случае будут слушать вашу музыку и, возможно, станут вашими поклонниками и расскажут о вас другим.
Если у вас нет прочных отношений со слушателями, ваши диски не будут покупать до тех пор, пока не услышат. Да, вы можете распространять свои диски бесплатно, но в этом случае вы столкнётесь с двумя проблемами.
И тем не менее, всё это не значит, что вам нужно полностью отказаться от распространения своих дисков. Всегда найдутся люди, которым будет приятно иметь на руках физическую копию вашего альбома. CD диск сегодня уже не только и даже не столько носитель, сколько сувенир, красивый подарок, жест поддержки вас как исполнителя. Фанаты, с которыми у вас есть контакт, сделают всё возможное, чтобы купить что-нибудь для поддержки вашей музыкальной карьеры. Поэтому распространение CD дисков на концертах остаётся важным инструментом вашего продвижения!
Развитие технологий изменяет предпочтения потребителей. Сегодня, чтобы оставаться в авангарде музыкальной индустрии, важно видеть целостную картину развития музыкального рынка. Сопротивление новшествам равносильно проигрышу. Сегодня гораздо выгоднее следовать потоку изменений в технологиях продвижения музыки.
Предоставлять свою музыку для бесплатного скачивания - значит снять ограничения для её распространения. Если вы пока не готовы к таким радикальным шагам, попробуйте начать с продаж, посмотрите, как это происходит. Когда продажи пойдут вниз, предложите свою музыку для бесплатного скачивания, как стратегию для создания списка адресов e-mail ваших слушателей. Имейте в виду, что раздача вашей музыки для бесплатного скачивания не будет иметь должного эффекта, если:
Поэтому, прежде чем приступать к действиям, убедитесь, что вы всё делаете последовательно и правильно. Помните, ваша стратегическая цель - создание фан-базы слушателей, которые будут готовы купить все, что вы им предложите. Бесплатное скачивание вашей музыки - эффективный способ достижения этой цели.
Автор статьи: Антон Пляскин