Роджер Уотерс (Roger Waters) - один из самых авторитетных музыкантов ХХ века, стоящий у истоков группы Pink Floyd, высказался о положении дел в современной музыке. Позиция Уотерса, как всегда, носит независимый характер и не оставляет камня на камне от всей «цифровизации» музыкальной индустрии. Эта статья - интерпретированный перевод из блога musicthinktank.com, автор - Гидеон Ваксман (Gideon Waxman) - британский барабанщик группы Familiar Spirit.
«Я благодарен судьбе за то, что вырос во времена, когда талант и непростая работа Артиста чего-то стоили и музыканты могли рассчитывать на достойное финансовое вознаграждение, в отличие от сегодняшнего дня» - говорит Уотерс. Он разносит в пух и прах воротил современной цифровой музыкальной индустрии: «Эта шайка мошенников и воров влезла в в жизнь людей, которые занимаются истиным творчеством и стремятся стать их возможной аудиторией, и тащит в свой карман каждый цент, заработанный не ими, покупая на эти деньги дворцы и яхты. Я обвиняю в этом также и целое поколение слушателей, которые выросли в святой уверенности, что музыка обязана быть бесплатной». Уотерс приводит веские аргументы - если бы возможности для неограниченного копирования и обмена контентом существовали в 1970-х, Pink Floyd никогда не достигли бы своего успеха.
Должен признаться, я разделяю позицию Роджера Уотерса. Почему слушатели не хотят платить за музыку? Разве это не воровство? Большинство любителей музыки без стеснения признаются, что им доводилось нелегально скачивать музыку, и при этом они не задумывались о композиторах и музыкантах.
Созданием музыки сегодня занимаются высокообразованные, талантливые люди - музыканты и композиторы, авторы песен. Чтобы создавать современную качественную профессиональную музыку, необходимо обладать целым рядом серьёзных качеств: уметь играть на музыкальных инструментах, обладать вокальными и артистичными данными, разбираться в музыкальных программах и в оборудовании, в звукозаписи и истории музыки. Всё это не падает с неба - на то, чтобы начать что-то представлять из себя, уходят годы упорного труда! Однако, в отличие от музыкантов 1970-х и 1980-х годов, большинство современных авторов и исполнителей уже не могут сегодня зарабатывать достойные деньги своей музыкой, нечего и мечтать о тех заработках в музыкальной индустрии, которые были реальностью до наступления эпохи повсеместного пиратства.
Профессионально записанная музыка - это коммерческий товар. Уотерс объясняет: «Вы можете прийти в магазин и сказать: «Мне нравится этот телевизор!» и попытаться уйти с ним. Но у вас ничего не выйдет. Этот телевизор кто-то сделал. Над этим устройством поработали десятки человеческих рук, образованные инженеры придумали телевизор, кто-то разработал его дизайн, рабочие на фабрике собрали его и вложили в создание прибора массу времени и сил! Их работа действительно стоит денег и вряд ли кто-то станет с этим спорить! И вы должны заплатить за телевизор прежде, чем вы сможете выйти с ним из магазина. С музыкой всё обстоит совершенно иначе. В отличие даже от таких видов цифровых развлечений как видеоигры, музыку легко копировать, а через стриминговые сервисы можно слушать музыку в неограниченном количестве без необходимости платить за неё».
Впрочем, а не складывается ли впечатление, что Уотерс поёт в данном случае типичную мантру Луддитов? Возмущается новыми технологиями по той простой причине, что их развитие резко ограничивает его возможности зарабатывать космические гонорары, к которым он привык. Но Уотерс игнорирует факт появления поистине удивительных возможностей развития в музыке, которые сегодня стали доступны любому человеку с ноутбуком и программным обеспечением для написания, производства и записи профессиональной музыки.
Поскольку масштабы индустрии звукозаписи за последние десятилетия существенно сократились, произошло смещение акцента с продвижения записей на продвижение концертных выступлений. Живая музыка незаменима, люди во все века хотели «хлеба и зрелищ», а в применение к музыкальной карьере это значит, что слушатель всегда будет готов заплатить деньги если не за пластинку, то за билет на концерт любимой группы - гарантированно! Роджер Уотерс даже не отрицает успеха международной гастрольной группы «Australian Pink Floyd», популярного трибьют-акта Pink Floyd, продажи билетов которой перевалили за 3 миллиона в 35 странах мира. И Уотерс признаёт, что хотя получение денег с продаж записей стало практически невозможным, музыканты по прежнему могут неплохо зарабатывать, организуя гастроли и выступая с концертами!
Конечно, цифровизация музыкальной индустрии сильно усложнила возможности заработка для музыкантов, но с другой стороны, эта же технология распахнула двери тысячам исполнителей, которые раньше могли только мечтать о создании и распространении качественной музыки! Никогда раньше в истории музыки у авторов песен не было такого количества возможностей для саморазвития!
Да, Уотерс прав в том, что авторы-исполнители качественной оригинальной музыки должны получать достойное вознаграждение за свой труд и развитие стриминговых сервисов, несомненно - удачное решение в их пользу! Но невозможно сопротивляться прогрессу технологий! Преимущества, которые развитие технологий даёт тысячам новых музыкантов, перевешивают риски потери заработка для суперзвёзд, которых гораздо меньше.
Автор статьи: Антон Пляскин